Согласно статье 41 Конституции Российской Федерации каждый гражданин имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию. Образовательное учреждение несет в соответствии с законом «Об образовании» (статья 32) ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса, а также обязательство создать в образовательном учреждении необходимые условия для работы медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения. Организацию медицинского обслуживания обучающихся, воспитанников образовательного учреждения обеспечивают органы здравоохранения. В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1 (статья 24) в интересах охраны здоровья несовершеннолетние имеют право на диспансерное наблюдение и лечение; санитарно- гигиеническое образование; на обучение и труд в условиях, отвечающих их физиологическим особенностям и состоянию здоровья и исключающих воздействие на них неблагоприятных факторов. Документом, определяющим гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях, организации медицинского обеспечения учащихся, являются Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.1178-02 от 28 ноября 2002 г.). Состояние здоровья учащихся и факторы его формирования Охрана здоровья детей и обеспечение их нормального развития – одно из ведущих приоритетных направлений государственной политики в области охраны здоровья населения. Неблагоприятным является прогрессирующий рост хронических форм патологии у детей, снижение количества здоровых детей во всех возрастно-половых группах, что подтверждается данными и официальной статистики и результатами научных исследований. Около 70% детского населения России – это дети школьного возраста (7-18 лет). При этом наиболее выраженный рост заболеваемости среди детей отмечается именно в этом возрастном отрезке. По данным статистической отчетности и научных исследований показатели состояния здоровья детей и подростков ухудшаются в процессе обучения в школе от младших классов к старшим. Необходимо отметить, что на формирование здоровья детей, в том числе в подростковом возрасте, влияют медико-социальные факторы и факторы внутришкольной среды. Среди групп факторов, оказывающих негативное влияние на состояние здоровья детей и подростков, в современных условиях наиболее значимыми являются: интенсивность образовательного процесса, увеличение стрессовых ситуаций в повседневной жизни детей, в том числе в семьях, а также связанных с образовательным процессом, увеличение частоты асоциальных форм поведения (курение, употребление алкоголя, ПАВ, рискованные формы сексуального поведения и т.д.), увеличение неблагоприятного влияния экологических факторов на растущий организм ребенка, материально- техническое обеспечение образовательных учреждений, ухудшение питания в семье и в образовательных учреждениях, снижение физической активности, формированием устойчивых нарушений режима дня. Одними из наиболее агрессивных факторов влияющих на формирование здоровья школьников, и в первую очередь подростков, являются высокий объем учебных и вне учебных нагрузок, гиподинамия, несбалансированное питание. Высокий объем учебных и вне учебных нагрузок и связанный с этим дефицит времени, уменьшение продолжительности сна и прогулок, снижение физической активности оказывают негативное влияние на развивающийся организм, что способствует развитию патологии со стороны сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной и других органов и систем. По данным научных исследований оценка показателей состояния здоровья подростков, наблюдавшихся динамически с 9 по 11 класс, показала, что адаптация школьников к учебным нагрузкам и успешность обучения происходит за счет чрезмерного напряжения функциональных систем организма, что приводит к формированию функциональных расстройств, их тяжелому течению, развитию хронических заболеваний. Укрепление здоровья детей, в том числе подростков, носит межведомственный характер. Только при объединении усилий целого ряда министерств и ведомств возможно добиться реального результата в области охраны здоровья детей. Учитывая высокую распространённость болезней среди детей школьного возраста, в школе необходимо активно внедрять оздоровительные технологии, в том числе и в образовательный процесс.
Медицинское обеспечение школы осуществляется врачебной амбулаторией, которая работает от ГБУЗ НСО "ТАТАРСКАЯ ЦРБ ИМ. 70-ЛЕТ. НСО". Медицинские работники врачебной амбулатории выполняют следующий объем работы: ведут предусмотренную правилами медицинскую документацию: медицинские карты учеников, проводят профилактический осмотр, с распределение по группам здоровья, контролируют работу и санитарно-гигиеническое состояние пищеблока; проводят иммунизацию в соответствии с календарем профилактических прививок; осуществляют профилактические медицинские осмотры; оказывают неотложную, скорую, профилактическую и лечебно-диагностическую медицинскую помощь учащимся.